Межпрофессиональный Союз Трудящихся
Леворадикальный антифашистский портал Единый Форум Анархистов Белорусское Автономное Действие Сеть трудового сопротивления ANARCHY TOP ENTER Автономное Действие революционные анархо-синдикалисты СДЕЛАЙ ПАНК УГРОЗОЙ!

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
анархо-коммунист




Пост N: 235
Зарегистрирован: 07.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.07 11:19. Заголовок: Марта Грегорчич. Радикальное образование.


...

Не иди на лекцию! Иди в "Вина-Воды"!
Пришло время отстаивать... права и свободы!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.07 12:39. Заголовок: Марта Грегорчич Радикальное образование: критическая способность выбирать и изменять повседневную р


Марта Грегорчич
Радикальное образование: критическая способность выбирать и изменять повседневную реальность

Не существует границ между жизнью, работой, борьбой, политикой и образованием, если мы, в нашей теории и практике, выходим за пределы статичных и фетишизированных представлений о мире. Все творческие способности человека взаимосвязаны и развиваются одновременно в одних и тех же процессах, даже если нас учили иначе. Рассматривая работу, искусство и образование отдельно друг от друга, как различные сегменты нашей жизни, мы создаем фундаментальный антагонизм, искажающий и нашу жизнь, и нашу деятельность. Но эту взаимопереплетённость могут полностью осознать лишь освобождённые субъекты, готовые к борьбе, готовые бросить вызов принудительной реальности каждодневного бытия.
Книги «Педагогика угнетённых» и «Образование для критического сознания» Пауло Фрейре (1), «Социальная экология» Мюррея Букчина и Даниэля Ходоркоффа (2), «Освобождение от школ» Ивана Иллича, «Изменить мир, не забирая власть» Джона Холлоуэя и «Невежественный наставник» Жака Рансьера (3) предъявляют оригинальные и ответственные позиции, раскрывающие нашу критическую способность делать выбор и преобразовывать реальность. Общая отправная точка для всех названных теоретиков – это способность к творчеству, раскрыть которую могут лишь те, кто включен в борьбу за свободу, за человечество во всей его полноте. Взгляд этих теоретиков на образование по-настоящему радикален, поскольку они не отделяют обучение от жизни и любой деятельности. Кроме того, такая позиция по самой своей сути враждебна капитализму, который, согласно социальному экологу Дэниэлю Ходоркоффу, упрощает жизнь до абсурда.
Сейчас более чем когда бы то ни было, важно изобретать и переизобретать наше человеческое, и на пути к этому требуются радикальные или альтернативные теории образования. Вот почему сегодня невозможно осмыслять образование, не пересматривая одновременно суть революции. Нам не нужна больше революция путём вторжения deus-ex-machina, или с помощью авангарда, навязывающего свою волю извне. Внешнего больше не существует, как нет и внутреннего: только вход-выход, включение в поток, сопротивление и движение впереди него (4). Революции осуществляются каждый день в многочисленных воплощениях наших творческих способностей, воображения, неподчинения и ослушания, в особенностях, которые движут нами и нас меняют, на наших палитрах и в наших карманах, через разрастание ризом и умножение сопротивления. Существует множественность узлов солидарности, которые еще не пересек, не деконструировал и не извратил капитализм. Поэтому альтернативное и автономное образование, борьбу и жизнь невозможно обнаружить в институциях, поддерживающих капиталистическую организацию деятельности.
Среди лучших теоретиков и практиков – те, кто участвует в борьбе за права коренного населения и рабочих в Латинской Америке, например, Collectivo Situaciones и MTD de Solano в Аргентине (5), Movimento Sem Terra в Бразилии (6), сапатисты в Чиапасе, Мексика (7), Manupuche в Чили и так далее. Все упомянутые движения представляют собой сплав альтернативного искусства, образования, культуры и политики, которая восстаёт против неолиберализма. Вместо разделения, разобщения и уничтожения людей, они создают новое искусство человеческого существования и деятельности.
Жозеф Жакото, философ всеобщего образования, обнаружил, что люди могут преподавать то, чего на самом деле не знают. Благодаря самоотверженной борьбе, сапатисты начинают обучать вещам, которых не знали сами, они переизобретают принципы образования и борьбы. Разрабатывая свою автономную политику (жизни и деятельности), они продвигаются к целостности и свободе, единству и многообразию, неиерархическим отношениям, изменениям, текучести и гомеостатической спонтанности. Они идут к этому очень медленно, как любят подчеркивать сами, но идут они вместе. Образование является неотъемлемой и фундаментальной частью борьбы сапатистов. Два основных принципа их подхода: educar produciendo (обучать, создавая) и educar aprendiendo (обучать, учась). Для сапатистов «никто никого не учит, и не учится в одиночку» (8).
Из гетерогенности недавней борьбы родился еще один опыт, важный для новых, альтернативных подходов к образованию, политике, культуре и обществу: encuentro (встреча). Encuentro раскрывают политику пространства и внимания, которое возникает после первых криков несогласия. Сапатисты никогда не акцентировали свой вклад в борьбу, даже если сапатизм бесспорно вдохновил новые теоретические поля политического анализа, практики и борьбы. Они не создают новый Интернационал, не разрабатывают единообразных теоретических областей или стандартизованных представлений о борьбе против неолиберализма. Напротив, они создают encuentro, внутри которых возникают соединения, связности, сознательность и консенсус. Через взаимодействие, дискуссии, собрания и магический реализм, они сумели разработать места и пространства, где были созданы возможности для encuentro.
Encuentro не являются местами политических встреч в смысле радикальной академической конференции, или активистского форума. Это политическое пространство вступления в диалог, анализ и прямое действие, настойчиво и творчески находящее единство через различие, обеспечивая уважение к гетерогенным предложениям и практикам, которые приходят из различных миров исторических и политических репрессий. Диалог сам по себе является совместной деятельностью, требующей уважения. Это существенный процесс, укрепляющий сообщество. Как стратегия, процесс, пространство, встреча или форма ангажированного искусства, encuentro становится возможной при совместном признании достоинства всех участников.
Словенские движения искали эффективные способы борьбы с капитализмом. Различные институции и госаппарат переиначили наши требования власти-для во власть-над (9), нас обманули, переврали, не поняли и обезоружили. Наш дискурс был искажен, отрегулирован и одомашнен. Тогда мы стали прислушиваться к шепоту ангажированных художественных бунтов сапатистов, мапуче, и других движений Аргентины и Бразилии, и начали создавать новые места автономных политических и культурных практик. Мы оккупировали заброшенные дома и старые фабрики в центре города, и превратили их в места разработки масштабного активистского и художественного проекта, который сделал возможным подлинный диалог, встречу и воображение. Через такую радикальную практику, ставшую пощечиной капитализму, мы успешно создали автономные университеты, занимающиеся искусством и политикой, теорией и практикой, заменившие собрания органами самоорганизации и создающие «новую» политику для всех маргинализованных групп индивидов городского и сельского общества Словении.
За последние шесть лет, движения в Словении создали советы для «стертых» людей, антирасистские советы, антидепортационные сети для иммигрантов, движения за мир и против НАТО, мобилизовали дискуссии об экологических проблемах и так далее. Вся описанная борьба стала возможной благодаря упору на междисциплинарный подход и взаимозависимость ангажированного искусства, политической деятельности и жизни. Мы отправились в путь за границу капитализма, не выбрав конкретного пункта назначения или определенного, безопасного маршрута – подобно сапатистам, мы движемся, вопрошая.

Марта Грегорчич, социолог и активист, живет в Любляне.

1. Freire, Paulo, “Pedagogy of the Oppressed”, London: Penguin, 1972.
2. Bookchin, Murray, “Remaking Society: Pathways to a Green Future”, Chodorkoff, Daniel. “Education for Social Change”, 1998, on http://www.boinklabs.com/pipermail/anoked-l/1998-December/000155.html
3. Ranciere, Jacques, Le maitre ignorant. Libra ririe Artheme Fayada, 1987.
4. More on this see Holloway, John: “Change the world without taking power: the meaning of the revolution today”. London: Pluto Press, 2002.
5. Collectivo situaciones and MTD de Solano. Contrapoder: una introduccion. Collectivo situaciones and MTD de Solano. Hipotesis 891. Buenos Aires. De Mano en Mano. 2002.
6. http://www.mstbrazil.org/
7. Subcomandante Insurgente Marcos. “Un pinguino en la selva lacandona”. I and II. July, 2005, on http://www.ezln.org/documentos/2005/pinguino1.html
8. Nadie educa ana die y nadie se educa solo!
9. See Holloway 2002.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
анархо-коммунист




Пост N: 239
Зарегистрирован: 07.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.07 14:15. Заголовок: Re:


Райдер пишет:

 цитата:
Не существует границ между жизнью, работой, борьбой, политикой и образованием, если мы, в нашей теории и практике, выходим за пределы статичных и фетишизированных представлений о мире


Вот это замечательная мысль, на мой взгляд. Насчёт рассуждений про Encuentro, боюсь, не допонял. И конечно всё это не значит, что познание не должно быть организована как не обособленный, но специальный процесс.

Не иди на лекцию! Иди в "Вина-Воды"!
Пришло время отстаивать... права и свободы!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет